Celica
Toyota Celica — автомобиль, выпускавшийся известной японской автопроизводительной фирмой Toyota Motor Company.
На протяжении своей истории Celica комплектовалась разнообразными 4-х цилиндровыми двигателями. Наиболее значимые изменения произошли в Августе 1985, когда задний привод уступил место переднему. Полноприводная турбированная модель GT-Four (All-trac в США) производилась с 1986 по 1999. Система сдвига фаз газораспределения появилась в конце 1997 года на японских моделях и стала стандартной для всех рынков в 2000 году. В течение семи поколений Celica претерпела множество конструкторских и дизайнерских изменений, включая Toyota Celica Supra (позже отделившуюся в самостоятельную модель — Toyota Supra). Были доступны кузова хэтчбэк, лифтбэк, а также кабриолет. Последняя Celica сошла с конвейера 20 апреля 2006 года. На этом закончилась почти 36-ти летняя история модели.
1-е поколение (1970—1977) A20/35
1976 Toyota Celica (Великобритания)
1976 Toyota Celica ST лифтбэк
Первое поколение было выпущено на японском рынке в конце 1970 года и позиционировалось как более доступный вариант спортивного автомобиля, чем предыдущая модель Тойоты — 2000GT.
Представленная в октябре 1970 года на выставке Tokyo Motor Show с началом продаж в декабре того же года, Celica стала автомобилем, который подчеркивал дизайн и удовольствие от вождения. На японском рынке присутствовали модели ET, LT, ST, GT, и GTV. Благодаря фарам, утопленным в решетку радиатора, и задним фонарям автомобиль напоминал Ford Mustang, но в гораздо меньшем масштабе.
На внешние рынки Celica поставлялась в трех модификациях: LT, ST и GT. Дешевая LT-версия была оборудована карбюраторным 4-х цилиндровым двигателем объемом 1600 см³, в то время как ST оборудовалась двойным карбюратором с нисходящим потоком, двигатель 2T-B. Высшая GT модель поставлялась с DOHC двигателем 2T-G объемом 1600 см³, оборудованным двойным карбюратором Mikuni-Solex.
В начале своей истории Celica была доступна только в одном кузове — хардтоп. Лифтбэк SV-1 был представлен как концепт-модель в 1971 году на выставке Tokyo Motor Show. С небольшими изменениями серийный лифтбэк был представлен в Японии в апреле 1973 с двумя вариантами двигателей — RA25 2000 см³ и TA27 1600 см³. В Европу экспортировалась версия лифтбэка с левым рулем. После рестайлинга в Октябре 1975 обе версии с правым и левым рулем стали доступны на остальных рынках.
Японская версия GT имела множество отличий от ET, LT и ST, включая электрические стеклоподъемники, кондиционер специальную отделку, однако имела и общее с версией ST — центральная консоль и датчик давления и уровня масла, в то время как версия LT имела только предупредительные лампочки для этих функций.
Также существовала GTV версия с двигателем 2T-G, со слегка упрощенным салоном и без электростеклоподъемников в стандартной комплектации. GTV имела усиленную подвеску.
Первое поколение Celica можно
разделить на две отличительные серии. Первая из них имела скошенную переднюю
часть (трапецевидный передний поворотник) в кузове купе TA22, RA20, и RA21. Эти
модификации выпускались с 1970 по 1975 и оборудовались двигателями 2T, 2T-G 1.6
или 18R 2.0. Колесная база составляла
2-е поколение (1977—1981) A40
1978-81 Toyota Celica
1978 Toyota Celica (Великобритания)
Второе поколение увидело свет в 1978 (производство начато в конце 1977) и было доступно в двух видах кузовов — купе и лифтбэк. Кузов купе больше не был настоящим хардтопом — и купе и лифтбэк имели безрамочное стекло двери и толстую стойку задней части дверного проема. Дизайнером этих серий был Дэвид Столлэри. С 1979 по 1981 компания Griffith (США) заказала версию с открытым верхом — в кузове тарга. Она получила название SunChaser и имела снимающуюся крышу и складывающуюся заднюю часть крыши, наподобие Porsche 911 модели 1967 года. Было произведено более 2000 штук и проданы через дилеров Тойота.
В 1978 Тойота начала производство
Mark I Toyota Supra в Японии, получившая название Toyota Celica XX, которая
дебютировала в США и Японии в 1979. Для США Mark I (код шасси MA46)
комплектовался рядным 6-ти цилиндровым 12-ти клапанным SOHC двигателем 4M-E
объемом 2563 см³ и мощностью
Новое поколение обеспечивало больше безопасности, мощности топливной экономии и было награждено журналом Motor Trend «Лучший зарубежный автомобиль 1978 года». В Японии выпускались комплектации ET, LT, ST, SE, XT, GT, и GTV. Последние две оборудовались двигателем 18R-G Twincam. В конце 1978 версия GTV была заменена GT Rally.
В 1980 была выпущена ограниченная серия лифтбэка GT «US Grand Prix» для участия в автогонках Гран-При Лонг-Бич в Калифорнии. За 1981 год североамериканские модели получили более мощные двигатели 22R объемом 2,4 литра от моделей 4Runner и Hilux. В честь 10-тилетия модели Celica было выпущено GTA Coupe, на основе GT Coupe с 4-х скоростной АКПП, ЭСП, улучшенной музыкальной системой. GTA отличалась черным/золотым цветом кузова и табличкой «GTA 10th anniversery» на центральной консоли.
Всего было около 70 различных модификаций второго поколения Celica, продаваемых в Японии, и 49 одновременно.
3-е поколение (1981—1985) A60
1982-85 Toyota Celica
1982-85 Toyota Celica GT лифтбэк
Третье поколение Celica было
представлено в Августе 1981 года. Были доступны кузова купе, лифтбэк и
кабриолет. Наибольшей популярностью среди покупателей пользовался лифтбэк.
Новое поколение существенно отличалось от предыдущих и оснащалось для
североамериканского рынка 2,4 литровыми двигателями 22-R и 22R-E,а также
карбюраторными
Первая Celica с турбированным
двигателем была выпущена в Японии в сентябре 1982. Версия GT-T оснащалась
3T-GTE
В Августе 1982 Toyota выпустила на североамериканский рынок модель GT-S, чтобы восстановить спортивный имидж Celica, утраченный с увеличением массы и размеров каждого последующего поколения модели. Комплектация GT-S включала в себя колеса 14x7" и покрышки 225/60HR14, спойлеры, независимую заднюю подвеску, спортивный интерьер со специальными сидениями, кожаные руль и рукоятку переключения передач. Большая часть изменений взяли от Supra. Это создало впечатление, что Supra построена на базе Celica. Обе машины (лифтбэк) были очень похожи. Также были доступны опционально задние шторки для купе и лифтбэков. Обновленные полированные алюминиевые 4-лучевые колеса GT-S казались более спортивными, чем на предыдущих поколениях.
Незначительные изменения модель претерпела в конце 1983. Обновлена передняя часть автомобиля, установлены складывающиеся фары головного освещения. Боковые воздухозаборники, капот, решетка радиатора, задние фонари и бампера были также обновлены. Инжектор появился в стандартной комплектации для североамериканского рынка в августе 1982 года, поэтому двигатель 22R сменил новый 22R-EC. Кабриолет GT-S, созданный American Specialty Cars (ASC) в Калифорнии, был выпущен тиражом около 4500 штук в 1984 и 1985 годах. В Европу Celica выпускалась как 1600ST с двигателем 2T, 2000XT (21R), и 2000GT (18R-G). В Японии Celica комплектовалась двигателями 2T, 3T и обновленные 1600GT и 1600GT-R с мотором 4A-GE.
4-е поколение (1985—1989) T160
1985-87 Toyota Celica купе
1988 Toyota Celica GT купе
Toyota Celica кабриолет ST162
В августе 1985 Celica изменилась полностью. Она стала абсолютно обновленным переднеприводным автомобилем с закругленным обтекаемой формы кузовом и новыми 2-х литровыми (4 цил.) двигателями.
Toyota представила топовую версию
на японском рынке в октябре 1986: GT-Four (ST165) с постоянным полным приводом,
включая блокируемый электроникой межосевой дифференциал. Версия GT-S с
турбированным 2-х литровым (
Конструкция шасси ST165 хорошо соответствовала текущему времени. Toyota решила не вносить радикальных изменений в AWD GT4; передняя подвеска представляла собой систему MacPherson, и задняя многорычажная.
Впервые ST165 GT-Four дебютировала на Чемпионате мира по ралли в 1988 году и заняла 6 место. Первая победа пришла в 1988 (не WRC) и в чемпионате мира в 1989 (Ралли Австралия).
На японском рынке 4-е поколение стартовало с двигателем 1S-iSU для ST160 и двигателем 4A для AT160. Мотор 4A был снят с производства в Августе 1987, а 1S-iLU был заменен двигателем 4S-Fi для ST163 в Мае 1988. Мотор 3S с различными вариантами газораспределительного механизма (Twincam) был представлен в августе 1987 для ST162. В это же время выходит турбированный 3S-GTE для полноприводных ST165 GT-Four. Двумя месяцами позже появляется кабриолет (ST162C) с мотором 3S-FE.
Комплектации ST и SX имели систему OHC. Комплектация ZR (включая кабриолет) оснащалась двигателем 3S-FE. Комплектации GT и GT-R включали в себя двигатель 3S-GELU DOHC и, наконец, GT-Four оснащалась турбированным двигателем и полным приводом. Также GT и GT-RA имели электронную панель приборов.
Для австралийского рынка Celica ST162 ST была базовой моделью с мотором 3S-FE в кузове купе и лифтбэк. Топовая версия лифтбэка SX оснащалась 3S-GE.
В Северной Америке Celica снова
была доступна в комплектациях ST, GT и GT-S в кузовах купе и лифтбэк, и GT для
кабриолета с мягким верхом. ST и GT в начале оснащались двигателем 2S-FE OHC (8
кл., 2000 см³,
5-е поколение (1990—1993) T180
Toyota Celica 4WS кабриолет ST183 (
1993 Toyota Celica GT лифтбэк ST184
Раллийная Toyota Celica GT-Four ST185
Пятое поколение Celica было
представлено в сентябре 1989 для 1990 модельного года. Модель получила новый
дизайн, обновленные колеса и более мощную версию GT-Four (All-trac в США).
Дизайнеры Тойоты утверждали, что округлые формы и отсутствие прямых линий
увеличило прочность, не добавляя лишнего веса. Впоследствии такой стиль был
скопирован другими автопроизводителями. Коплектации для внутреннего японского
рынка теперь назывались S-R, Z-R, GT-R, Active Sports (с активной подвеской) и
GT-Four. S-R и Z-R оснащались двигателем 3S-FE, в то время как GT-R и Active
Sports поставлялись с 3S-GE. 3S-GTE в модели GT-Four оснащался
воздухо-воздушным интеркулером и двойным впуском турбины CT26 для снижения
количества выхлопных газов. В японской версии GT-Four было 165 кВт (
Celica для Северной Америки имела
фиксированные боковые зеркала и оранжевые передние поворотники. Для остальных
рынков использовались складывающиеся зеркала и белые поворотники. Также в
американской версии устанавливалась водительская подушка безопасности в
стандартной комплектации. Базовая модель ST имела 1,6 литровый 4A-FE, GT и GT-S
— 5S-FE 2,2 литра. Комплектация GT-S была мощнее на
В Европе были доступны комплектации 1.6 ST-i, 2.0 GT-i 16, и GT-Four. Кабриолет 2.0 GT-i 16 поставлялся только для некоторых европейских стран. В 1992 2.0 GT-i 16 с широкими крыльями продавался в Нидерландах и Бельгии (3S-GE).
Модели для Австралии: SX купе, SX лифтбэк, GT-Four, а также 150 шт. ограниченной серии GT-Four Group A Rallye. Австралийские версии машин были менее оснащены, чем для Японии и Северной Америки. Люк был доступен только как опция в комплектации SX. Первоначально GT-Four не оснащалась системой ABS и противотуманными фарами, которые появились в стандартной комплектации несколькими месяцами позже. В 1993 ограниченная серия модели WRC Trophy (комплектация SX со спортивными сиденьями от GT-Four, круиз-контролем, затемненным задним стеклом, спойлером и специальными наклейками на кузове) поступила в Австралию.
В августе 1990 GT-Four A с широкими крыльями и кабриолет были добавлены в японскую линейку моделей. Музыкальная система Super Live Sound System с 10-ю динамиками стала стандартной для GT-Four A и опцией для остальных комплектаций, кроме S-R. 20-летний юбилей наступил для Celica в декабре 1990. Компанией American Sunroof Corporation (Калифорния, США) был создан кабриолет GT с двигателем 5S-FE для американского рынка, Type G (4WS) для Японии и 2.0 GT-i 16 (3S-GE) для Европы. Европейский кабриолет Celica сохранил дизайн переднего бампера до 1992 и был обновлен в 1993.
Существовало три варианта КПП для ST185 GT-Four. Коробка E150F с передаточным числом 4,285 устанавливалась на модели для японского рынка и All-trac для США. Европейские и австралийские модели, как и RC/Carlos Sainz/Group A, оснащались E151F с передаточным числом 3,933. Японская версия GT-Four Rally, ограниченная серия облегченной версии которой продавалась только в Японии (не следует путать с австралийской GT-Four Group A Rallye), имела коробку E152F с передаточным числом 4,285 и сближенными передачами. Она имела стальные диски и не была оборудована кондиционером, ЭСП и электроприводом антенны. Ранние версии производились в обычном кузове, а позже с расширенными крыльями и круглыми противотуманными фарами. Также в Японии продавалась модель GT-Four V. Это экономичная версия в обычном кузове без литых дисков, кожи, музыкальной системы System 10, но с противотуманными фарами, ЭСП и люком (опция).
Анти-блокировочная система
тормозов (ABS) была доступна для GT-S все четыре года, а для GT с 1992 по 1993.
ABS, кожаный салон, люк и музыкальная система System 10 ставились опционально
на GT-S и GT-Four (1990—1992) и в стандартной комплектации на GT-Four (1993).
Со спортивным салоном, электроприводом сидений, автоматической регулировкой
руля и круиз-контролем в стандартной комплектации GT-Four (All-Trac для США)
была самой дорогой из производившихся моделей. С 2-х литровым турбированным
3S-GTE мощностью более
Было выпущено 5000 шт. специальной ралли-версии, названной GT-Four RC для Японии, Carlos Sainz (CS) для Европы (в честь знаменитого гонщика WRC Карлоса Сайнса) и Group A Rallye для Австралии. Специальные опции включали:
улучшенный интеркулер по заказу Toyota Team Europe для более простой настройки;
измененный капот с большим количеством вентиляционных отверстий;
электронный блок управления, настроенный на большую производительность;
облегченный бампер.
Из 5000 произведенных авто 1800 предназначались для японского рынка, 3000 для Европы, 150 для Австралии, 25 для Сингапура и оставшиеся экспортированы в Новую Зеландию и на общие рынки.5 поколение Toyota Celica (1990—1993)
В августе 1991 был произведен рестайлинг, который включал в себя:
- усилена подвеска;
- новый катализатор;
- улучшенный и укороченный рычаг переключения передач;
- новый 5S-FE мощностью 100 кВт (
- передние вентилируемые тормозные диски диаметром
- новый дизайн бампера для переднеприводных моделей (кроме северо-американских GT-S, на которых был установлен бампер от полноприводных моделей);
- североамериканские GT получили противотуманные фары в стандартной комплектации;
- 15-ти дюймовып диски на моделях Z-R, GT, и SX с резиной Dunlop 205/55VR;
- логотипы Toyota на капоте и багажнике;
- измененные задние фонари с красной рамкой;
- новые ПТФ для японских GT-Four A;
- сняты с производства: 4WS S-R, Active Sports и GT-Four в обычной кузове;
- из названия модели «GT-Four A» убрана буква «А».
Для телевизионной рекламы 5-е поколения Celica на японском рынке снялся актер Эдди Мерфи, рекламируя стиль авто и музыкальную систему:
6 поколение (1994—1999) T200
Toyota Celica GT купе ST204 (США)
Toyota Celica ST купе AT200 (США)
В 1994 Toyota полностью обновила
линейку Celica. В США были доступны только комплектации ST и GT (плюс
дополнительный «спорт-пакет» для GT). ST оснащалась новым
В Канаду GT Sports Package (спорт-пакет) лифтбэк поставлялся по названием GT-S. Большинством изданий новый дизайн Celica был назван как Супра-стиль с четырьмя фарами. Автомобиль был доступен в кузовах купе или лифтбэк (спорт-пакет доступен только для лифтбэка). Подушка безопасности водителя (и пассажира позднее) и ABS были в стандартной комплектации всех моделей. Многие комплектации также имели кондиционер.
В начале на рынке Японии были представлены две модификации SS-I и SS-II. ST205 GT-Four была запущена в Феврале 1994, а кабриолет осенью того же года.
Производство GT-Four ST205
(All-Trac для США) продолжалось для японского, австралийского, европейского и
британского рынков. К тому времени это была самая мощная из всех
производившихся Celica — 178 кВт (
В Австралии ST204 (
В 1995 году вышло третье поколение кабриолета. Построенный на базе GT купе, кабриолет производился компанией ASC в городе Ранчо Домингес, Калифорния. На производство в США автомобиль поступал в разобранном состоянии, где устанавливался складной мягкий верх для защиты от дождя и ветра.6 поколение Toyota Celica (1994—1999)
Двигатель 3S-FE на японском рынке развивал 140л.с. 3S-GE (3 поколения) - 170л.с. на автомобилях с АКПП, 180л.с. - МКПП. Основное отличие моторов 3S-GE для комплектаций Celica с АКПП/МКПП заключалось в разных впускных распредвалах.
В августе 1995 были сделаны небольшие изменения в моделях для японского рынка и добавлена модель SS-III. Все переднеприводные модели получили обновленные бампера и задние фонари. SS-III оснащалась подвеской Super Strut. Версия GT-Four также получила новые задний спойлер и диски.
В 1996 в результате рестайлинга Celica получила новую решетку радиатора с двумя отверстиями (вместо одного), новые аэродинамические пороги и новый задний спойлер. Также были доступны дополнительные фары около радиаторной решетки (стандартно для GT версий). В ST на месте дополнительных фар устанавливались черные заглушки
В честь 25-ти летия Celica были выпущены модели SS-I и SS-III Special Edition для Японии, и «25th Anniversary ST Limited» и GT кабриолет для США. Серия «Special Edition» Celicas обозначалась специальным значком на передних крыльях и люке, и надписью «Celica» на сиденьях.
В 1997 было прекращено производство GT купе для американского рынка. Для японского рынка были сделаны небольшие изменения в Декабре 1997. Мотор 3S-GE на SS-II и SS-III получил систему VVT-i — 3S-GE BEAMS 200л.с. На GT-Four «вернулся» высокий задний спойлер (в стиле WRC), а также появился в стандарте на SS-III.
В 1998 прекращен выпуск ST
комплектаций (остались только GT). Также, после годичного отсутствия появилось
GT купе. Toyota сократила линейку Celica в 1999, оставив только GT лифтбэк GT
кабриолет. В Великобритании Toyota выпустила версию SR на базе
7-е поколение (1999—2006) ZZT 230/231
2002
В конце 1999 Toyota начала производство 7 поколения Celica. Дизайн был очень похож на концепт XYR, за исключением переднего бампера и заднего спойлера. Новая Celica стала частью проекта Toyota Project Genesis, созданного для привлечения молодых покупателей на рынке США. Toyota хотела привлечь потенциальных покупателей Acura Integra и Honda Civic, сделав автомобиль легче и максимально снизив стоимость. Управление ЭСП и блокировки дверей переместили на центральную консоль, сократив количество кнопок вдвое для 2-х дверей. Люк был изготовлен из пластика вместо традиционного стекла.
Celica делилась на две модели.
ZZT230 оснащалась относительно экономичным 1ZZ-FE (1794 см³,
В 2002 году был проведен рестайлинг в результате которого были устранены технические недоработки в двигателе, изменен передний бампер, задние фонари, цвет пластика в салоне. В Европе и США продажи Celica прекратились в 2005 году, в Японии же продолжались до апреля 2006.
Рынок Северной Америки
В США и Канаде были доступны две версии: базовая GT и более мощная GT-S. Все модели были в кузове хэтчбэк. В целях снижения веса люк был изготовлен из пластика вместо стекла. В поздних моделях люк изготавливался из стекла, вероятно по причине цены. Все модели оснащались двумя передними подушками безопасности, дневным авто-светом, и четырьмя подстаканниками: 2 спереди и 2 сзади. Задние сиденья имели форму только для двух пассажиров и могли складываться (в пропорции 60/40) для увеличения объема багажника. Двухскоростные передние дворники имели ступенчатую регулировку частоты движения. Опции включали в себя ABS, задний спойлер, ПТФ, ксеноновые низконаправленные фары, обновленную музыкальную систему JBL, 6-дисковый CD-чейнджер, кожаные сиденья, боковые подушки безопасности, коврики, автосигнализацию.
GT оснащался двигателем 1ZZ-FE (
Модель GT-S имела двигатель
2ZZ-GE (
Тюнинговое ателье Toyota (TRD) предлагало улучшенную версию
модели, включая укороченные пружины, улучшенные амортизаторы, стабилизаторы
поперечной устойчивости, колодки, воздушные фильтры, выхлопная система,
укороченный ход рычага переключения передач (на МКПП) и кузовные детали. Измененная
выхлопная система добавляла
На GT-S моделях 2000, 2001, 2003 и 2004 годов выпуска обороты двигателя ограничивались электронно на 8400 об/мин, в то время как на моделях 2002 и 2005 годов выпуска - 7800 об/мин (только модели с левым рулем). Эта разница привела снижению производительности, т.к. 2ZZ является высокооборотистым двигателем и было очень трудно удержать обороты двигателя в нужном диапазоне (с максимальной мощностью) при переключении на повышенную передачу для динамичного разгона. В 2003 были сделаны незначительные изменения: изменен интерьер, выдвижная антенна заменена на фиксированную, слегка изменены передняя и задняя части автомобиля. В 2004 все модели стали комплектоваться салонным фильтром.
В июле 2004 Toyota объявила о прекращении производства и продаж Celica (как и MR2 Spyder) в США к концу 2005 года из-за низкого уровня продаж. Максимум продаж Celica пришелся на 2000 год (52406 шт.), но в 2003 году продажи резко снизились до 14856 шт. Только 8710 шт. Celica были проданы в 2004 и 3113 шт. в 2005. Рынок спортивных купе стремительно сокращался.
Хронология
1970 - Celica LT, ST и GT
1972 - Celica GTV
1973 - Celica лифтбэк в Японии (RA25 и TA27 поступили в продажу в Апреле 1973)
1976 - Celica - Лучший зарубежный автомобиль года по версии журнала Motor Trend
1977 - в Июне выпущена миллионная Celica
1978 - 2 поколение Celica; победа в Лучший зарубежный автомобиль года по версии журнала Motor Trend
1979 - кабриолет Sunchaser.
1981 - Sunchaser снят с производства
1982 - 3 поколение Celica
1984 - Celica GT-S списках Лучшие покупки журнала Consumer's Digest и Лучшие автомобили журнала Car and Driver
1984 - выпущено 250 кабриолетов GT-S от American Specialty Cars (ASC)
1985 - за год выпущено 4248 кабриолетов GT-S
1985 - появление переднего привода
1986 - 4 поколение Celica; выпуск GT-Four в Октябре 1986
1987 - представлен кабриолет нового поколения
1988 - GT-Four (All-Trac для США) поставляется на экспорт
1990 - 5 поколение; Испанец Карлос Сайнс за рулем ST165 GT-Four стал чемпионом WRC
1992 - Карлос Сайнс завоевал вторую победу на WRC за рулем ST185 GT-Four
1993 - сняты с производства GT-S, All-trac Turbo; Юха Канккунен в четвертый раз выиграл WRC за рулем ST185 GT-Four
1994 - 6 поколение Celica; Дидье Ориоль победил в WRC за рулем ST185 GT-Four
1995 - представлен кабриолет нового поколения
1999 - купе снято с производства
2000 - 7 поколение Celica
2001 - журнал Consumer Reports присвоил Celica GT-S награду "Лучшее спортивное купе"; "Самое популярное спортивное купе до $30000" по версии сайта Edmunds.com
2002 - "Самый надежный автомобиль" по версии журнала Consumer Reports; "Самое популярное спортивное купе до $30000" по версии сайта Edmunds.com
2005 - Celica снята с производства для Северной Америки и Австралии
2006 - Toyota прекратила производство 7 поколения Celica в Японии.